TDA7294 автомобильный стерео усилитель
Опубликовано: 09.09.2019
Пару лет назад построил 2 автомобильных УНЧ. Каждый состоит из двух усилителей мощности TDA7294 и инвертора. Начнем с усилителя мощности — это известно всем радиолюбителям схема, поэтому не будем углубляться в эту тему, а оставим одну лишь принципиальную схему с печатной платой.
Схема усилителя для авто
Список необходимых элементов для усилителя TDA7294:
- R1 — 680 Ом
- R2, R3, R4 — 22 k
- R6 — 47 k
- R7 — 15 K
- C1 — 0,47 мкФ
- C2 — 100 нФ
- C3, C4, C5, C9 — 22 мкФ / 50 В
- C6, C7 — 220 мкФ / 50 В
- C8 , C10 — 0,1 мкФ / 50 В
- DA1 — TDA7294
Тут изменена емкость и напряжение конденсаторов C6 и C7 до 2200 мкФ / 35 В, чтобы обеспечить большую фильтрацию и, следовательно, лучшее качество звучания оконечника.
Схема преобразователя питания
Теперь перейдем к инвертору. Сначала был собран конвертер по такой схеме:
Но из-за слишком большого нагрева элементов и частых срабатываний защиты отказался от этого инвертора и построил более простой и надежный на трансформаторе etd34 с номинальной мощностью 200 Вт (максимум выдаёт 250 Вт). На первичной обмотке 5-проводной жгут 6×0,5 мм, а на 12-проводной вторичной обмотке 3×0,5 мм, включая потери на диоде и других компонентах на выходе 2х30 В. Все намотано симметрично, чтобы устранить скин-эффект.
Намотка симметричного трансформатора вызвала вначале некоторые проблемы, но после нескольких неудачных попыток удалось его сделать, основная проблема заключалась в том чтоб перемотать трансформатор в правильном соотношении проводов, чтобы напряжение распределялось симметрично.
Применил выпрямительные диоды BYW29-200 200V 8A, которые прикреплены на небольшие алюминиевые радиаторы. Конденсаторы 4x1000uF / 50V в качестве фильтра, транзисторы старые добрые IRFZ44 46 А 60 В 250 Вт, закрепленные на алюминиевом радиаторе от процессора AMD.
Охлаждение TDA9274 — это также 2 радиатора от процессоров AMD с вентиляторами 12 В 0,15 А 8×8 см. Была идея собрать термостат, но при нагрузке 10% практически ничего не нагревается, так что подключился к вентиляторам через резисторы 2 Вт 56 Ом, которые снижают напряжение до около 7 В, а двойные вентиляторы работают со скоростью 1000-1500 об / мин, что в достаточной степени охлаждает усилитель при максимальной нагрузке и практически не шумит.
Второй усилитель — уменьшенная версия, трансформатор перемотан на 24 В (28 В), более слабые выпрямительные диоды, меньшие радиаторы и вентиляторы 6×6 см на TDA7294, чтобы поместить его в гораздо меньший корпус.
Чтобы получить 400 Вт от преобразователя, нужно купить трансформатор ETD44 и использовать 2 или 3 пары транзисторов IRFZ44 или даже транзисторы с более высокой мощностью, например IRFZ48.
Корпус изготовлен из алюминия и прозрачного 2 мм акрила, все они соединены заклепками с возможностью отвинчивания верхнего корпуса.
Оценка мощности и звука
Оцениваю мощность первого усилителя в 2×70 Вт, а второго 2×60 Вт. Что касается затрат на сборку УМЗЧ, то за все электронные компоненты, интегральные микросхемы, транзисторы и трансформаторы для 2-х усилителей заплатил 4000 рублей с доставкой. Бесплатные были радиаторы, вентиляторы и корпус.
Усилители уже много раз работали в течение нескольких часов при максимальной нагрузке, и на данный момент работают в авто без проблем. Что касается прослушивания, действительно доволен глубокими басами с практически нулевым уровнем шума даже при максимальной громкости.
Теперь у всех легковых автомобилей есть регуляторы напряжения и колебания напряжения действительно незначительны. Единственное, что следует использовать, это дроссель от помех, потому что иногда при включении усилителя он тихо тянет какое-то радио. В следующей конструкции, которая наверняка будет на транзисторах, будет использоваться стабилизатор и система плавного пуска, а также разряда конденсатора при выключении УНЧ.